Блог

Гигономика: плюсы и минусы

Мир постоянно трансформируется, вместе с ним меняются и тренды в экономике. Категория труда претерпела крупные изменения – все больше людей предпочитают классической работе в офисе с 9:00 до 18:00 частичную занятость без привязки к конкретному месту. В Гиг-экономике компании решают свои задачи, нанимая независимых экспертов. Это выгодно и удобно. Ниже рассмотрим плюсы и минусы этого явления.

В чем суть гигономики?


Гиг-экономика (от англ. gig – временная работа) – это формат работы, когда работодатель не нанимает специалиста в штат, а приглашает со стороны, чтобы в обозначенные сроки решить поставленную задачу. Первой отраслью, в которой гигономика получила популярность, стала сфера IT. IT-специалистам необязательно сидеть с понедельника по пятницам в офисе – по сути, они продают свое свободное время и могут выполнять задачи из любой точки мира. Сегодня такой формат работы является обыденным для дизайнеров, маркетологов, бухгалтеров и т. д.

Новая логика работы стала источником появления стартапов, которые начали продавать время и умения экспертов в других сферах. В выигрыше остаются все: компания не берет в штат сотрудника и максимально сокращает сопутствующие расходы, а эксперт может заработать больше и сам управляет своим временем. Авторы Financial Times прогнозируют к 2050 году рост сотрудников, которые будут задействованы в гигономике, до 83%.

Не обошли новые веяния и сферу продаж. Часто встречаю ситуации, когда компании ищут универсального руководителя продаж. Они ожидают, что он сможет внести кардинальные изменения в отдел продаж, интегрировать его в новые бизнес-процессы компании, а потом администрировать этот отдел.

На мой взгляд, это заблуждение. Я делю РОПов на 2 типа: стратегов и администраторов. Стратеги обладают стратегическими компетенциями в области построения отделов и релевантным опытом. Такие специалисты стоят дороже администраторов, но их сложно найти на рынке. Администраторы могут отлично управлять уже сформированным отделом, стоят дешевле, и их проще найти. Первым скучно просто сопровождать отдел, у последних не хватает компетенций и опыта, чтобы реформировать отдел в правильном ключе.

Плюсы и минусы для бизнеса

+

Выход из зашоренности. Зачастую у руководителей компании замыливается глаз, и им становится сложнее посмотреть на ситуацию под другим углом. Внешний эксперт в этом плане предлагает не только решение, но и сам осуществляет необходимые изменения.

Отсутствие долгого обучения сотрудников. Решая конкретную задачу, внешний специалист не тратит время на долгое обучение и адаптацию в компании. Ему не нужно разбираться во всем сразу – он решает только те задачи, которые относятся к обозначенному участку.

Оперативное решение задач. Найти профессионала – это непростая задача. Это череда собеседований, месяцы поиска, ожидание, когда будущий сотрудник завершит начатые проекты в другой компании. Ко всему этому добавляются потраченные деньги. И даже это не гарантирует, что сотрудник окажется специалистом своего дела и будет лоялен компании. С поиском внештатного сотрудника все гораздо проще.

Вероятность нарваться на некомпетентного специалиста. Да, здесь никто не застрахован.

Плюсы и минусы для внештатного специалиста

+

Интересные задачи. Специалист сам выбирает, за какие задачи браться, а на какие не обращать внимание.

Управление финансами. Увеличивая компетенции и получая новые знания, внештатный специалист увеличивает свой доход.

Управление временем. Внешний специалист сам занимается планированием времени.

Постоянное повышение компетенций. Чтобы быть в тренде, необходимо постоянно обучаться.

Нестабильность. У независимых специалистов могут существовать «кассовые разрывы» вследствие неравномерного притока клиентов.
Как говорится: «Если хотите избежать революции, возглавьте ее». Изменения неизбежны, поэтому развивайтесь в тех областях, в которых Вы сильны.